Для этого ли молодой и нищий Фрейд, писавший письма любимой Марте, изобретал свой "Опасный метод"? Для этого ли когда-то нищий Хорхе Букай шутил шутки про то, что не практикует классический психоанализ потому, что в его каморку не влазит кушетка? Для этого ли Виктор Франкл несколько лет, сжав зубы, выживал в фашистских лагерях, попутно изобретая логотерапию (терапию смыслом)? Для этого Мари Кардиналь слагала свои чрезвычайно искренние, живые и трепещущие, как куски мяса, тексты про психоанализ, ставший для нее вопросом жизни и смерти? Для того, чтобы эти девушки фоткались на фоне Московского института психоанализа, потому что это модно? Я не знаю, но мне хочется это развидеть. Наверное, такая судьба ждет любое прогрессивное направление. Вряд ли анархичный и бунтующий против системы еврейский паренек, рыдающий от осознания своей смерти в Вифлеемском саду две тысячи лет назад, хотел стать символом лицемерной системы, пропагандирующей послушание. Любая идея, которую берет масса, рано или поздно превращается в говно, а точнее, извращается до неузнаваемой степени и начинает использоваться в прямо противоположных целях. Завидую ли я? Какой бы я была, если бы выросла в подобных условиях? Наверное, у меня не было бы моих "шрамов". Не было бы моего ума, моей "гравировки", которое суть не плохие стартовые условия, а суть преодоление, движение вперед и огромный багаж опыта. Какими бы были мои клиенты? Точно уверена, что не было бы Вас- удивительных, творческих, искренних, мыслящих, живых, настоящих, сомневающихся, мечущихся, страдающих, случайно выживших, чутких, сублимирующих, растущих, разбивающих асфальт бытия зеленым стеблем своей воли к жизни, прекрасных. По крайней мере, не было бы в таком количестве.
А произошло, как вы уже поняли, вот что: недавно я по меткам в инстаграмме гуглила "Московский институт психоанализа." И получившийся результат меня чрезвычайно озадачил. Я почувствовала собственную в этот ряд невпихуемость. И еще мне очень стало обидно за психологию. Психологией я начала интересоваться еще тогда, когда большинство из моей аудитории ходили на горшок. В 12 лет я начала читать по теме, по крупицам собирая знания. (В то время самым популярным журналом среди женщин был "КосмоМагия", и эзотерика была главным модным увлечением скучающих домохозяек). В 14 впервые пришла на консультацию к практикующему специалисту по своей же воле, никто меня не подпинывал. В нулевые психология только-только высовывала свой нос в этой стране. В 90-е толком ничего и не было: ничего, кроме вопросов выживания. И сейчас, к 2016-му, я вижу минимум три гламурных глянцевых журнала, посвященных целиком и полностью психологии. Это для того, чтобы вы понимали динамику. Это стало престижно. Когда я начинала ей интересоваться, их было ноль. И мне очень странно получать обвинения и скептические ухмылки сторонних наблюдающих, смешивающих меня с подобными принцессками: для меня психология всегда была вопросом выживания, поэтому мотивация у меня в этом была если не железная, то стальная, если не стальная, то железобетонная.
Бум пришел на настоящее время. Если раньше скучающие дочки богатых папочек открывали салоны красоты и увлекались эзотерикой, сейчас каждая метит в психологи. А что, это же здорово: интегралы учить не надо, большинство ВУЗов - коммерческие, никакой тебе математики и высокого проходного балла ЕГЭ: то, что нужно для не очень умных. Сколько я подобных барышень видела на психогруппах... Вычислить их было легко: от слова "психиатрия" или "депрессия" они ссались кипятком и падали от страха под стол, большое внимание уделяли моде, на коллажах рисовали все очень четко и просто: похудеть, найти мужа, завести ребенка, добиться повышения, никаких абстрактных черных дыр, никакого Пикассо. Часто в их речи мелькали такие фразы как "САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ КАК ЖЕНЩИНА" и "ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ." Меня они не любили, я им не нравилась, во мне они чувствовали нечто чужеродное и вели себя по отношению ко мне откровенно враждебно. Я легко вижу этих женщин с картинок в роли коучей по успешному замужеству или раскрытию женской "cучности". Но я не понимаю, как они будут работать с травмой инцеста, изнасилования, физического насилия, селфхарма, депрессии, мании, расщепления, смерти, суицида, конфликтов, внезапного горя или глубокого кризиса.
Какой опыт они прожили в своей жизни, какой опыт они могут разделить с Другим? Опыт предсказуемости и стабильности вовремя поданного ланча?
Возможно, когда-нибудь ко мне будут приходить подобные женщины. Возможно, я смогу увидеть за этими натянутыми масками-улыбками свою красоту, свою историю, свою боль и свое горе. Возможно, они будут удивлять меня глубиной своего внутреннего мира: я уже сталкивалась с подобным когнитивным диссонансом. Возможно, для меня будет особым мастерством научиться работать с такими. Возможно, я буду относиться к ним спокойно, тепло и по-хорошему снисходительно, как к малым детям. Вообще-то, я таких даже люблю: лепить из говна конфетку (не хочу никого обидеть, чистая экспрессия) чрезвычайно вдохновляет, это же почти чистый материал, гипс, защиты все простенькие, и никакой тебе выебистой интеллектуализации или рационализации.
Но пока мне отчего-то вспоминаются слова Окси: "Господи, избавь меня от чтения стихов пенсионеров с окраин."
И я тихонько от себя добавляю: "...От пациентов, чья главная проблема состоит в выборе лака для ногтей."
Закончить хочется любимой цитатой:
"Мы забываем о законе природы, гласящем, что гибкость ума является наградой за опасности, тревоги и превратности жизни. Существо, которое живёт в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в простую машину. Природа никогда не прибегает к разуму до тех пор, пока ей служит привычка и инстинкт. Там, где нет перемен и необходимости перемен, разум почивает. Только те существа обладают им, которые сталкиваются со всевозможными нуждами и опасностями”.
Герберт Уэлс. Машина времени.